Археологи Перу раскопали дворец основателя цивилизации Ламбайеке

Перуанские археологи расчистили от дюн храм-дворец доинкского божества Найлампа, построенный более тысячи лет назад. Ученых поразил нетронутый трон правителя и стены, расписанные сценами жертвоприношений и военных походов, пишет Infox.

Найламп — мифический основатель цивилизации Сикан или Ламбайеке, которая в VII-X веках процветала в Андах до инков и считается «колыбелью перуанской культуры». Согласно индейским легендам, Найламп пришел из-за моря, привел с собой воинов и основал династию; вслед за ним стал править его сын Сиум.
«Пьедесталы в форме чакан и настенные росписи, на которых изображены антропоморфные фигуры и священные ритуалы, являются подтверждением того, что в этом здании обитали высокопоставленные господа, такие, как основатель культуры Ламбайеке. Можно также утверждать, что из этого укрепления правили как старший сын Найлампа, Сиум, так и его потомки», — заявил проводивший раскопки в этом регионе Карлос Вестер ла Торре.

На стенах и потолке храма изображены сцены жертвоприношений, воины, несущие отрубленные головы врагов. Как пишет перуанская газета El Comercio, именно высовывавшиеся из земли камни с интересными росписями привлекли внимание местных археологов, которые начали планомерное исследование данного земельного участка и на протяжении восьми месяцев высвобождали постройку из-под поглотивших ее дюн.

Археологи обнаружили во дворце тронный зол, а также сам трон, отлично сохранившийся за десять веков. Историки полагают, что с него Найламп не только правил, но и проводил религиозные церемонии, посмотреть на которые стекались люди со всех окрестностей. Археологи раскопали алтарь и площадку, где правителя одевали и готовили к торжествам, а также склад из 15 помещений, где собирались подношения от верующих.

На северной окраине бывшего мочикского государства, в долинах Ламбаеке и Лече, в VIII в. сложилась культура Сикан, просуществовавшая до середины XIV в. Она сформировалась на основе смешения позднемочикского субстрата с проникшими на побережье элементами горной культуры Кахамарка. Такое смешение произошло, вероятно, под давлением на носителей Кахамарки с юга, со стороны империи Уари. Судя по иконографии образов искусства, влияние религиозной системы горной империи проникло и сюда. В центре местного пантеона стоял «Владетель Сикана» - антропоморфный бог в полулунном головном уборе, иногда со звериными клыками во рту. Стилистически продолжая мочикскую традицию, сюжетно «Владетель» связан с центральным божеством уарийской мифологии, поскольку изображается фронтально, часто с двумя жезлами в руках. Нередко он встречается в окружении животных, что тоже характерно для горных культур. Сакральным центром Сикана являлся Батан-Гранде, где обнаружено скопление пирамид с многочисленными вспомогательными постройками. Они были сложены из сырцовых кирпичей, часто отмеченных специальными клеймами.

Недалеко от Батан-Гранде были исследованы медные выработки, от которых шла дорога к месту, где из руды выплавлялся металл. Здесь обнаружены многочисленные плавильные горны, представлявшие собой небольшие ямки сложной конфигурации с глиняными стенками. Находка глиняных сопел говорит об искусственном поддуве. Около горнов были обнаружены большие каменные плиты - «батаны», на которых измельчали руду и разбивали комки шлаков для извлечения из них капель выплавленной меди. Существование такого производственного комплекса говорит о развитой ремесленной специализации.

Сикан являлся крупнейшим металлургическим центром на севере Центральных Анд. Здесь было налажено массовое производство металлических изделий, технология изготовления которых восходит к мочикской традиции. Из богатых погребений Сикана происходят медные погребальные маски, ритуальные ножи-«туми», кубки и другие предметы роскоши из меди, золота и их сплава - тумбаги. Из металла делались также мотыги, ножи и прочие бытовые предметы.

Особенно интересны находки «наипе» - медных пластинок в виде латинской буквы «I» с широкой ножкой. Стандартизация размеров, присутствие в погребениях целых наборов и наличие сходных предметов в синхронных культурах Эквадора позволили американскому археологу И. Шимада высказать предположение о том, что «наипе» являются одной из ранних форм денег. И это вполне вероятно, поскольку Сикан был также крупным торговым центром, чьи связи протянулись от центрального Эквадора до южного Перу, где найдены вещи явно сиканского производства.

На фото: Цивилизация Сикан. Пирамида в Тукуме.